Легенды Ле-Мана. Болиды с самой оригинальной окраской.
На заре автоспорта болиды красили в определенный цвет, который зависел от национальности «конюшни» или пилота. Чтобы зрителям было проще определять «своих» и было придумано разделение стран по цветам. Окончательно оно сформировалось к 1920-м годам. Так, итальянские болиды Alfa Romeo, Maserati и Lancia (а позже и Ferrari) были красными, английские автомобили – зелеными, французские – синими, а немецкие – белыми или серебристыми.
Ferrari
Великобритании, когда в 1902 году она решила присоединиться к участию в Кубке Беннета, достался зелёный – все цвета британского флага уже были заняты, пришлось выбирать из остальной палитры. Говорят, что зелёный закрепился за британцами почти случайно, в силу череды обстоятельств: первый английский болид покрасили исходя из цветовых предпочтений владельца команды Монтегю Напьера, а также того факта, что зелёный к тому моменту был основным цветом для паровозов, которые Великобритания умела делать на славу.
Любопытно, что красный цвет изначально был закреплен не за Италией, а за США – но позже он был заменен на белый с двумя синими полосами вдоль машины или синий с белыми полосами.
Все изменилось с началом новой эпохи в автоспорте – со спонсорскими деньгами и… цветным телевидением. Команды получили возможность наносить на болиды логотипы спонсоров и красить кузова в соответствующие цвета. Давайте посмотрим на самые оригинальные воплощения свободного художественного креатива.
Porsche 917 Pink Pig, 1971
Porsche 917/20, смесь короткохвостой (K) и длиннохвостой (L) модели, была одной из самых идеальных машин своего времени с точки зрения аэродинамики. Однако из-за широких габаритов в прессе ее окрестили «Свиньей». Впрочем, работающие в Porsche люди оказались не без чувства юмора – за несколько дней до гонки они раскрасили «жирную» на вид машину под свинью с разделочной схемой мясника. Получилось незабываемо.
Mazda Renown, 1991
Спонсором экипажа номер 55 (Херберт, Вайдлер, Гашо) в гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года выступила японская компания Renown, производящая одежду. Отсюда и характерная раскраска автомобиля в «ромбик», как на классических свитерах. Машина выиграла гонку (это первая и до сих пор единственная победа японского автомобиля в Ле-Мане), и это было сделано с помощью роторного двигателя, который также был первым и единственным. И, конечно же, сразу стала культовой. А заодно прославилась и ливрея.
BMW M3 GT2 Art car, 1975 и 2010
Арт-кары BMW – это целая коллекция произведений искусства на колесах. Родилась идея создания таких машин у гонщика (и акционера компании BMW) Эрве Пуллена, который захотел, чтобы его «боевой» BMW стал настоящим холстом. В 1975 году появился первый арт-кар: BMW 3.0 CSL расписал художник Александер Колдер, и Полан выступил на нем в Ле-Мане.
Потом в дело вступили и другие знаменитые художники, включая Энди Уорхолла (он не делал эскизы, а писал кисточкой сразу по машине). А это 17-й арт-кар BMW, M3 GT2, выступавший в Ле-Мане и расписанный художником Джеффом Кунсом.
Для реализации этого проекта художник собрал всевозможные изображения гоночных автомобилей, связанных графиков, ярких цветов, скорости и взрывов. В результате задуманный Кунсом дизайн моментально вызывает воспоминания о силе, движении и рвущейся энергии. Серебряный интерьер наряду с искрометным внешним дизайном придает болиду динамичный внешний вид даже в статичном состоянии.
Gulf Aston Martin Vantage GTE, 2015
Дизайн этого яркого автомобиля разработан известным своим абстрактным искусством и визуальными эффектами хужожником Рехбергером, получившим несколько наград за свою работы, в том числе «Золотой лев» как лучший художник на Венецианской биеннале в 2009 году.
Ливрея — нечто среднее между телевизионной заставкой и 3D-проекцией, рассматриваемой без специальных очков — спроектирована как оптическая иллюзия, которая искажает восприятие и обманывает глаз. Кажется, что автомобиль движется, даже когда он стоит неподвижно.
«Мой дизайн автомобиля связан с моим интересом к искаженному восприятию и связанным с ним явлениям», — объясняет немецкий художник.
Corvette C7.R, 2017
Французская команда Larbre Competition представила для участия в марафоне «24 часа Ле-Мана» «арт-машину» в необычной раскраске. Над ливреей автомобиля работал уличный художник Рамзи Адек, использовавший особую светящуюся в темноте краску Day-Glo.
«Мне сразу понравилась эта идея, – рассказал Адек. – Это напомнило мне детство, когда мы приходили в магазин игрушек и бежали смотреть на самые новые машинки с их замечательным дизайном.
Главной идеей проекта была визуализация потоков силы и энергии, которые проносят гонщиков через всю неделю «Ле-Мана». Я сразу хотел сделать ливрею агрессивной, чтобы не оставить к ней равнодушных.»