Путешествие вместе с Gulf: Карачаево-Черкесия, часть первая: плато Бермамыт

Еще Иван Бунин говорил о том, что «человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». И с этим нельзя не согласиться! Нашему Gulf-путешественнику, Станиславу Федашову, после путешествия по Грузии и Армении не сиделось на месте, поэтому в свой очередной отпуск он снова отправился в путь. Что ждало пассажиров Бронтозавра (а именно владелец называет свой Hyundai Santa Fe)? Об этом сейчас и узнаем!
Подходило время отпуска, и я опять заерзал на одном месте. Ведь не хотели никуда ехать, но снова собрались. О поездке на плато Бермамыт давно думали. В итоге, решили доехать и заночевать там, чтобы встретить рассвет. Финальной точкой нашей поездки являлся Домбай. Вот такая намечалась лайтовая поездочка по Карачаево-Черкесии. Времени, как обычно, в обрез — всего неделя. Помог в реализации этой затеи мой технический партнер Gulf Oil Russia. За день до отъезда сменил жидкости во всех агрегатах на Gulf, проверил состояние подвески.

Hyundai Santa Fe BRONTOZAVR EDITION:
Двигатель G6BA с установкой ГБО (прошивка ЕВРО-2)
Мощность двигателя (л.с.) — 173 л.с.
АКПП
Полный привод
Год выпуска: 2008

Выбор продукции Gulf:
Моторное масло Gulf Formula ULE SAE 5W-40
Трансмиссионное масло (АКПП) Gulf Multi-Vehicle ATF
Трансмиссионное масло (раздатка) Gulf Syngear SAE 75W-90
Трансмиссионное масло (LSD дифференциал) Gulf Gear LS SAE 80W-90
Тормозная жидкость Gulf Brake Fluid DOT 4
Антифриз Gulf Coolant XLL
Нужно было как можно ближе заночевать от плато. Поэтому поехали следующим образом Саранск-Саратов-Волгоград-Элиста-Пятигорск. Маршрут не отличался разнообразием, дорога за 2 года довольно знакомая. Очень удивил Волгоград, начали ремонтировать дороги в городе. В районе Элисты доблестные калмыцкие гаишники хотели лишить прав за наезд на сплошную линию, но это у них не получилось. Взяток я принципиально не даю, потеряли минут 10-15 времени. Так и доехали уже затемно до Пятигорска. Бронировали номера в отеле Альберия, но подробно останавливаться на нем не буду. Эконом номер оказался не очень, хотя сам отель неплохой внешне.

Утром, пока мы собирались, должны были подтянутся к отелю наши попутчики — Юра и Ира. От отеля поехали в сторону Долины Нарзанов (ехали через поселение Кичи-Балык).
Почему-то мне показалось, что это место стоит посетить, и недалеко от Бермамыта. По факту — зря потеряли время. Оказалось, что Долина нарзанов — это заброшенная советская турбаза, которая находится в долине реки Хасаут. Вид заброшенной турбазы вселяет уныние…зрелище очень печальное. Пройдя по территории, можно подойти к речке и увидеть бьющий из земли источник с нарзаном. Реально — минеральная вода по вкусу, которую налили в канистру и пили всю дорогу.
Все варианты проезда до плато можно посмотреть по этой ссылке. Мы решили ехать стандартным путем — через село Учкекен. Для этого нужно было сделать крюк и все из-за того, чтобы купить свежей баранины. Рядом с Долиной нарзанов баранины не нашли. К Учкекену доехали уже к вечеру, до Бермамыта добрались по темноте (на месте были примерно в 20:00). Ночью дорога до Бермамыта выглядит намного страшнее, чем днем. Я в этой местности в первый раз, но непонятно, почему так распаханы поля? Колея на колее, причем они местами очень глубокие . Возможно, такие колеи пробивают во время дождей. В сухое время проехать к Бермамыту можно даже на моноприводе, главное, чтобы машина повыше была.
Вот такие космические пейзажи встречаются по дороге к плато. Еще один фон для очередного фантастического блокбастера. Вдалеке отчетливо виден малый Бермамыт.
Основное проблемное место — гора Алебастровая. Ночью я ее проскочил, даже не заметил. На самом деле, эта гора является просто большим холмом. Проехать ее можно 2 вариантами — простым и сложным. Сложный идет через самый пик, простой в объезд пика. Если ехать со стороны Учкекена, то вам направо, чтобы проехать по простому варианту. Я пробовал оба варианта, для полноприводной машины — не проблема.
Гора Алебастровая
Фото сделано на обратной дороге. Штурм горы Алебастровая (сложный вариант). Простой путь налево, в объезд.
Приехали мы в нужное место — прямо к метеостанции. Тут и развернули свой лагерь. Друзья ставили палатку, я разворачивал спальное место в машине, потом готовили еду и ужинали. Весело провели время!
Хорошая фотография под названием — семейка людоедов в ожидании жертвы ;-) Спасибо Юре за помощь в освещении. Не ожидал, что даже Эльбурс попадет в кадр!
Нам в машине спалось отлично. Спальника у меня нет, просто большой надувной матрас положил в багажник — получилась двух спальная кровать. Периодически заводил машину с автозапуска. Ребятам в палатке спалось похуже, говорят приходил ночной шелестун. Знакомится с ним лично они не захотели.
Наш лагерь ранним утром с видом на Эльбрус (6 утра)
Самое интересное впереди — рассвет. Ночью не видно всех красот этих мест. После восхода солнца побродили, пофотографировали и залегли снова поспать.

Вот такой вид был из окна нашей "спальни", когда мы проснулись :) Очень классная штука — открывающееся стекло двери багажника. Можно повалятся в прохладе утром, перед подъемом. Не кемпер, конечно, но тоже неплохо.
Вот так выглядело наше спальное место. Никаких спальников не ставил. Все, что выложено из багажника, отправилось в автобокс.
Наверное, никакой завтрак в дорогом отеле не сравнится с тем завтраком на плато Бермамыт с видом на Эльбрус! С погодой нам сказочно повезло. Было сухо и необлачно, захватили последние дни лета. Эльбрус предстал перед нами во всей красе. Температура днем была выше +30. Я не ожидал, что можно так сильно загореть без пляжа и моря. Еще нам повезло с тем, что на плато мы были абсолютно одни, если не считать мужичка в импровизированном кафе, который на достаточном отдалении от метеостанции. Только ближе к обеду начали мелькать нивы и уазы. Может кто из тех, кто читает, проезжал мимо в это время? Машина у меня приметная :)
После завтрака наступило время осмотра местности. Про плато Бермамыт много написано, а фотографий наверное еще больше. Большой Бермамыт является одной из гор Скалистого хребта. Высота над уровнем моря — 2592,3 метров. Само по себе место уникальное, не просто так много людей тянет именно сюда.
Естественно, куда без эффектного фото автомобиля на краю пропасти? Слишком близко не подгонял авто к обрыву, ручник затянул посильнее.
Чисто по-человечески жаль Василия и его семью. Ума не приложу, как мог упасть с обрыва в своем автомобиле опытный путешественник? Безусловно, автомобиль поднимать никто не собирается, видимо, дорого и незачем… Человека все равно не вернешь.
Это место некоторые называют амфитеатром. Действительно, похоже :) Залезать на этот камень по центру достаточно опасно. В сильный ветер или дождливую погоду лучше этого не делать, можно запросто подскользнуться.
Если спустится ниже, можно посмотреть на скалу «два монаха».
Вдоволь налюбовавшись красотами, нужно было ехать дальше. Очень хотелось доехать до озера Хурла-Кёль, но в связи с тем, что мы прилично выбивались из графика, пришлось ехать обратно до Учкекена. К вечеру нужно было доехать до Теберды, а ведь у нас еще целых 2,5 кг баранины! Поэтому мы просто остановились в месте с красивым видом и решили пообедать. Очень удобно в этом месте выступали камни, на них мы и расположились. Через минут 30 у нас уже был шашлык из баранины.
Как это ни странно, но так близко с лисами я познакомился по дороге с Бермамыта, а не на просторах родной Мордовии, где лис очень много. Даже на гербах Саранска и Республики Мордовия изображена именно лиса. Вот и получается, что мордовские лисы слишком осторожные, а их кавказские собратья излишне смелы. Фотографировал из окна автомобиля.
Уже ночью мы доехали до отеля в Теберде, быстро поднялись в номер и легли спать. Продолжение следует…
P.S.: Уже по приезду домой я понял, что что-то случилось с фотоаппаратом (проблемы с фокусировкой). Много кадров были в расфокусе… Проблему решил радикально — сменил фотоаппарат и обновил парк объективов заодно.